- человек
- челове/кпоследнее творение Бога в череде Его основных этапов творения, высшее существо среди всех живых существ, единственное, которому Бог придал в определенном смысле Свой образ (Быт 1.26; 5.1-2).Как видно из Быт 1.26-28 и Быт 2.7-8,15-25 творение человека (людей) совершалось двумя путями (этапами или фазами). Один человек ("плодитесь, размножайтесь") создавался постепенно, массово, обоих полов сразу, может быть продолжительное время, не разом. Этот человек распространялся по земле, овладевал ею и приспосабливался к условиям жизни, определенным образом эволюционировал. Не сказано, что в этого человека Бог вдунул душу (см.), хотя он, конечно, был живым существом и в нем циркулировала кровь, которая является потенциальным носителем души. Душа в нем, по-видимому, была такая же, как и у животного (просто жизнь), которая после смерти погибала и уходила в землю вместе с телом. В Писании есть указания на то, что не все поголовно будут оживлены в конце веков (Пс 48.20-21; 91.8; Ис 26.14; Иер 51.39,57; Дан 12.2); по-видимому, это те из людей, которые были и пройдут как небывшие, без души, не одухотворенные (Авд. 1.16).Другой же человек, Адам был создан персонально, сразу, на каком-то этапе жизни тех, других людей и поселён в специально насаждённом для этого саду, в раю, чтобы охранять и возделывать его (не всю землю). В него, сказано, Бог вдунул дыхание жизни, душу, чтобы впоследствии заботиться о нем и его потомках. Все, что дальше говорится о людях в Священном Писании, относится исключительно к потомкам Адама. Для Адама Бог специально сотворил пару (помощницу) и ему одному дал первую заповедь (наказ) - "не вкушать от дерева познания добра и зла". Когда же Адам согрешил и был изгнан из рая, Бог особо позаботился о том, чтобы он не мог больше вкусить от дерева жизни, от которого раньше ему не было запрещено вкушать (см. смерть). Покинув рай, Адам с Евой соединились с другими людьми (см.), которые уже были в процессе наполнения земли (Быт 6.1-2, причем здесь "сынами Божиими" названы потомки Адама, которые брали себе жен из прочего народа-дочерей человеческих). Не известно, сколько времени Адам с Евой жили в раю, не размножались, оставались нагими и не стыдились, ибо счет времени в Писании начался только после изгнания их из рая (Быт 5.2). После этого Писание довольно подробно говорит о потомках Адама (Быт 5.3-32), затем о потомках Ноя (Быт 10.1-32), затем Авраама, Исаака, Иакова (Израиля) вплоть до Иисуса Христа (второго Адама), которому Бог вручил и всех избранных Его из Его избранного народа и некоторых из язычников (см.). В этом описании в общем-то заключается всё Писание! Другими словами, оно говорит о Боге, Который есть всегда, а всё остальное-это только среда, в которой Он проявляет Себя (Рим 1.20) и человек есть самая непосредственная из всех природных сред, потому что она высшая форма природы и образоподобная.В некоторых местах словом "человек" обозначается мужчина (см.). Хотя человек во многом уступает Ангелам (2Пет 2.11), он не много умален пред ними (Пс 8.6). Человек носит в себе образ Божий, и это относится как к внешнему виду (Иез 1.26), так и к душе, которая Божия (Быт 2.7; Ек 12.7).Сын Божий Иисус Христос, пришедший на землю в образе и подобии человеческом, искупил вину человека, вернул ему жизнь, поэтому в Нем все верующие снова являются причастниками Божеского естества (2Пет 1.4; Евр 3.14; 6.4).Тело человека, которое часто принимается за самого человека-это лишь его оболочка из праха, земли (Быт 2.7; 3.19), состоящая из тех же элементов, что и окружающая нас видимая природа, и притом в таком небольшом количестве, что суммарная их рыночная стоимость по оценке специалистов не превышает пяти долларов. Но то, что является собственно человеком-есть его душа, которая очень дорога в глазах Божиих (Пс 115.6; Ис 43.4). (См. Адам, вера, день, дух, душа, закон, искупление, народ, плоть, смерть, творение).
Библейский словарь. Н.Глубоковский. . 2014.